Тута взял...
http://www.zagorod18.ru/forum/viewtopic ... 53fa80439eЗаинтересовали Вы меня,Андрей Батькович.
15 едем на Пелымский Туман-самое большое озеро Свердл. обл.
Хрен доедешь, короче говоря.
На 2-ое суток. На 3-4 машинах.
Ни одного живой души в 100 км. Круто!!!!!!
Поход на Пелым
Пелым по Уральским меркам река довольно большая. В устье, там, где он впадает в Тавду, Пелым можно даже назвать судоходным, если конечно небольшой плоскодонный катер считать судном. Но в старые времена, когда пелымские земли принадлежали Сибирскому ханству и местные князьки исправно платили дань в казну потомков великого Чингизхана значимость Пелыма, как важной водной артерии у русских первопроходцев не вызывала сомнение. Про реку Пелым знали многие вольные люди привыкшие поправлять свои дела походами за Урал, где, хоть и с большим риском, но за один сезон можно было добыть столько пушного зверя, что хватит на всю оставшуюся жизнь, тем более что в те времена жизнь вольного русского человека была полна опасностей, приключений и надолго не затягивалась. Значимость Пелыма оценил и последний из рюриковичей, российский государь Феодор Иоаннович, повелевший в 1593 году поставить в устье Пелыма острог и тем самым окончательно закрепить дикие зауральские земли за Россией. Государь не посчитал зазорным прибавить к десяткам своих титулов и звание князя Пелымского.
Долгие годы Пелым оставался самым безопасным путем в бескрайние сибирские просторы, поскольку южнее, на Чусовой и Исети, безобразничали башкирцы, проходили набегами татары, да и местные вогулы с остяками пришлых не жаловали. Пелымский городок в эти годы процветал. Наполняли его служилые государевы люди, авантюристы без роду и племени и многочисленные инородцы принявшие для виду христианство, но не забывшие языческие обряды, многочисленных божков и духов. Каждую весну и лето у деревянных стен Пелымского острога появлялись новые искатели приключений и удачи. До того как попасть к берегам Тавды они поделывали долгий и тяжелый путь. По Каме и Вишере поднимались к перевалу через Камень, так тогда называли Уральские горы, здесь перетаскивали свое снаряжение и лодки в верховья Пелыма, и вниз по Пелыму, через огромное озеро Пелымский Туман добирались до острога. Ниже устья Пелыма начинался путь в Сибирь. К осени все повторялось в обратном порядке, только возвращались к родным очагам далеко не все, кто-то оставался служить при Тобольском и Сургутском острогах, а кто-то сраженный вогульской стрелой или порубанный татарской саблей навсегда обретал покой в сибирской земле. Упадок Пелымского городка наступил после открытия Артемием Бабиновым сухопутной дороги от Соликамска до Верхотурья. Водный путь в Сибирь сместился на юг на реку Туру, сюда же устремились казачьи дружины, купеческие караваны, а вслед за ними русские поселенцы, монахи и работные люди. Пелым остался не у дел, укрепленного городка не стало, а берега реки затихли, оставшись во владении кочующих вогулов да русских промысловиков.
До наших дней в этих краях мало что изменилось. За четыреста лет прошедшие с момента основания Пелымского острога Урал превратился в «опорный край державы» с многочисленными заводами, рудниками, городами и дорогами. Людей на Урале живет больше чем во всей России XVI века. А на Пелыме как стояла девственная тайга, так и стоит до сих пор. Немного стало меньше дичи, чуть поубавилось рыбы, медведи стали пугливее и осторожнее, но все это есть, и увидеть пелымские богатства можно собственными глазами.
Не далее как в конце июля этого года нам удалось добраться до места, где некогда стоял Пелымский острог и подняться вверх по Пелыму до уникального, самого большого на Урале озера Пелымский Туман. Мы - это сборная экспедиционная команда куда вошли: сотрудник Свердловского областного краеведческого музея, корреспондент журнала Уральский Следопыт, бывалые путешественники из туристической группы Тайга и главные идейные вдохновители и спонсоры похода – представители Торгового дома Спорт. Всего десять человек. Перед всеми стояла одна общая задача – подняться по Пелыму до Пелымского Тумана и без потерь вернуться обратно, но в рамках этой глобальной цели у каждого было свое важное дело, за которым он оставил городские дела и удобства и отправился в недельный поход «за туманом». Для краеведческого музея представляли интерес археологические памятники, расположенные на берегах Тавды и Пелыма. Судьба открытых десятки лет назад памятников на протяжении
Последних лет оставалась неизвестной, поскольку екатеринбургские археологи не имели возможности регулярно посещать эти малодоступные места. Уральскому следопыту интересно все – и археологические исследования, и природа, и, конечно, походные приключения, поэтому поход на Пелым органично вошел в список экспедиций организуемых журналом в 2004 году. Туристической группе Тайга был интересен новый маршрут в настоящую сибирскую тайгу, поскольку прежние их походы проходили в основном по горной части Урала. Для Торгового дома Спорт главный интерес представляли испытания резиновых лодок «Фрегат» и лодочных моторов « Merkuri », поскольку торговый дом является главным поставщиком этих товаров на уральский рынок. Всех также интересовала рыбалка, охота и интересная компания.
После недолгих сборов, за один день экспедиция на машинах добралась до заброшенной деревни Линты, что стоит на правом берегу Тавды в двадцати километрах от районного центра Гари. Дальше дороги нет, единственный путь - это по Тавде к устью Пелыма. До него от Линтов около 90 километров. Сама деревня Линты сейчас место весьма примечательное. Когда-то это был обыкновенный поселок рыбаков, охотников и лесорубов каких множество разбросано по всему Северному Уралу. Но настали новые времена и деревня совсем опустела. В последние годы Линты ожили вновь благодаря одному человеку – Василию Дмитриевичу Долгову. Уже в годах, но крепкий и умный мужик построил здесь несколько домиков, баню, организовал пристань, и жизнь закипела. Сейчас Линты уже не деревня, а небольшой туристический комплекс, где можно найти ночлег, попариться в бане, отдохнуть как следует, а наутро, если позволит здоровье, отправиться на рыбаку. С уловом проблем нет - река рядом и рыба клюет всегда.
Только здесь, оказавшись на берегу реки, в краю тайги и бездорожья начинаешь понимать, каково было русским первопроходцам, открывшим для себя эти места еще в XVI веке. А если еще добавить враждебность местных вогульских племен и татарские набеги поневоле начинаешь гордиться нашими предками сумевшими оставить нам в наследство этот огромный и до сих пор еще почти дикий край. В отличие от наших предков, технические возможности XXI века позволяют нам не только облегчить тяготы путешествия, но получить истинное удовольствие от некогда опасного и утомительного маршрута. Прежде всего, это конечно лодки. Выпускаемые в большом ассортименте легкие резиновые лодки «Фрегат» и лодочные двигатели « Merkuri » имеют массу преимуществ по сравнению с нашими традиционными «казанками» на «Вихрях» и «Ветерках». Главное - это легкость и скорость. Груженая лодка идет со скоростью до 45 км в час, расход топлива минимален, что позволяет в считанные часы забраться в самые глухие места, но при этом благополучно вернуться на базу.
За один день на четырех лодках по Тавде мы добрались до устья Пелыма. По пути была сделана одна остановка в устье реки Вагиль. Здесь в начале 60-х годов прошлого века археологом был обнаружен памятник, относящийся ко второму тысячелетию до нашей эры. Это так называемый Усть-Вагильский холм. Что это было такое, до сих пор никто не знает, но холм имеет искусственное происхождение, а большое количество керамики свидетельствует о его бурном прошлом. Следов древних поселений и захоронений поблизости обнаружено не было, поэтому принято считать, что Усть-Вагильский холм является свидетелем каких-то магических обрядов совершавшихся еще во времена строительства египетских пирамид. Осмотрев холм и убедившись в том, что враги науки черные археологи сюда дорожки не протоптали, мы со спокойной совестью двинулись дальше к устью Пелыма.
Сейчас в устье Пелыма стоит поселок с одноименным названием. Живут здесь люди подневольные, отбывающие свои сроки в расконвоированном состоянии под присмотром бдительного прапорщика. Местный страж отнесся к нам доброжелательно, но про свой долг не забывал, и следовал за нами по пятам, пока мы осматривали всю здешнюю разруху. До революции поселок Пелым жил неплохо. В 1915 году здесь была построена каменная Михаило-Архангельская церковь, работала пристань, и жители не бедствовали. О прошлом благосостоянии пелымцев свидетельствует старинное кладбище, где можно еще увидеть мраморные памятники, привезенные издалека и купленные за приличные деньги. В советское время гражданское население в Пелыме сильно поубавилось, церковь превратили в склад, а поселок прочно вошел в систему ГуЛАга. Сейчас по своей воле здесь никто не селится.
Осмотр археологических объектов сразу же дал результаты. На обрыве левого берега реки Тавды были обнаружены следы древнего Пелымского городка, а по берегу Пелыма – фрагменты керамики и каменный скребок, относящиеся ко II тысячелетию до нашей эры. Археологическая разведка проводилась здесь и раньше. Мы вели свои поиски по схеме составленной археологом в году. Но систематических раскопок из-за режимности поселка не проводилось. Открытия в усье Пелыма предстоят в будущем. Тогда и приоткроется завеса тайны над древней историей этой земли, начавшейся задолго до появления здесь русских первопроходцев.
После поселка Пелым наш путь повернул строго на север к озеру Пелымский Туман. До озера от устья Пелыма около 90 километров. На наших лодках пройти это расстояние не составило никакого труда. По дороге останавливались, охотились, праздновали день рождения и при этом благополучно добрались до озера, где и начались приключения.
Озеро Пелымский Туман водоем необычный. Фактически это не озеро, а естественное водохранилище на реке Пелым. В древние времена русло Пелыма было запружено речными наносами и за образовавшейся плотиной разлилось огромное водное пространство длиной более двадцати километров. Это и есть Пелымский Туман. Само название свидетельствует о происхождении озера, поскольку слово «туман» в мансийском языке обозначает широкий разлив реки и к русскому «туману» отношения не имеет, хотя в дождливую пору озеро действительно окутывает плотная пелена тумана. Став озером, Пелым сохранил все особенности водного режима свойственные реке, поэтому сезонные изменения уровня воды здесь особенно заметны. В весеннее половодье вода поднимается на 4-5 метров, заливая прибрежные болота и леса. В это время на озере бывают шторма с высотой волн до двух метров и горе тому рыбаку или туристу кого занесет в это время сюда нелегкая. Летом ситуация резко меняется. Мелеет Пелым – мелеет и озеро. Насколько сильно оно мелеет, нам пришлось убедиться на собственном опыте. Влетев на полной скорости из Пелыма в озеро, мы поняли, что легкий путь закончился, поскольку глубина здесь не доходила и до колена. Тащить лодки по мелководью на ночь глядя, мы не решились и, возвратившись на несколько километров вниз по реке, мы заночевали у заброшенной рыбацкой избы на окраине вымершей деревеньки Ошмарья. На утро, на свежую голову, было решено прорваться в озеро на двух самых легких лодках, поскольку оставалась еще надежда, что мелководна только та часть, где вытекает Пелым. На большой скорости резиновые лодки имеют осадку всего несколько сантиметров, и поэтому минимально необходимая глубина определяется размером и величиной погружения винта. Наши двигатели позволяли идти на полной скорости при глубине не более тридцати сантиметров, и только благодаря этому мы вошли в озеро и двинулись к относительно высокому берегу в надежде отыскать следы неизвестных археологических объектов. Неожиданно выяснилось, что глубина озера по мере удаления от берегов и не думает увеличиваться. Гигантский водоем оказался настолько мелководен, что от одного берега до другого, расстояние между которыми не менее пяти километров, можно пройти пешком по колено в воде. Стоять посреди водного пространства, да так, что берега со всех сторон видны только узкой полоской на самом горизонте – ощущение незабываемое. В конце концов, даже наши легкие лодки сели на мель, и далее «по воде аки посуху», ведя за собой плавсредства мы двинулись к берегу на поиски следов древних обитателей здешних мест. Небольшая разведка на холме, поросшем огромными осинами, археологических находок не принесла. Были только обнаружены следы пребывания хозяина пелымских берегов – медведя и странные белые полосы на стволах деревьев на высоте до полутора метров от земли. После недолгих размышлений стало ясно, что белые полосы это следы весеннего уровня воды в озере, а, учитывая, что мы находились в километре от берега и на несколько метров выше современного озерного зеркала, то можно сделать вывод, что масштабы весенней стихии на Пелымском Тумане поистине грандиозны. Обратный путь оказался прост и короток. Самым сложным оказалось найти выход из озера. Но, не надеясь на систему спутниковой навигации, мы запомнили ориентир – группу высоких деревьев, и это спасло нас, поскольку аккумулятор у прибора благополучно разрядился и если бы не приметные деревья и хорошая видимость блуждать бы нам по Пелымскому Туману до скончания века.
Путь до базы в Линтах занял всего один день. Особо не напрягаясь, мы прошли 90 километров вниз до устья Пелыма и столько же вверх по Тавде - за девять часов. При этом никаких проблем ни с лодками, ни с моторами. По дороге останавливались передохнуть, посетили поселок Пуксинку, знаменитый тем, что практически все население его составляют обитатели исправительных колоний и поселенцы. В десятом часу вечера вся флотилия благополучно добралась до долговских владений.
Далеко за полночь затянулись баня, ужин и краткое подведение итогов похода. Главная задача – добраться до озера Пелымский Туман и благополучно вернуться обратно - выполнена. Все участники экспедиции довольны, поскольку каждый получил то, что хотел. Археологические памятники оказались на месте и в достаточно сносном состоянии, лодки и моторы не подвели, за эти дни мы лишний раз убедились, что, отправляясь в далекий водный путь, лучше всего приобрести лодку «Фрегат» и поставить на нее двигатель « Merkuri », а какую конкретно модель лучше подскажут специалисты Торгового дома Спорт. Всех порадовала охота и рыбалка. Но главное - это удивило уникальное озеро Пелымский Туман – одно из крупнейших озер Урала и Западной Сибири.
Наутро сборы и домой, где жизнь без нас остановилась ровно на неделю. А дома – мыть лодки, проверять двигатели, заряжать аккумуляторы спутниковой навигации и готовиться к новым походам, к новым приключениям и открытиям.